Фотогалерея

Депутаты второго созыва галерея

ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ

"ВЕХИ СОЗЫВОВ"

1 СОЗЫВ

2 СОЗЫВ

3 СОЗЫВ

4 СОЗЫВ

5 СОЗЫВ

6 СОЗЫВ

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

НА БЛАГО ОБЛАСТИ

ПУБЛИКАЦИИ

КОНКУРС

 

Надо отдать должное главе администрации Новосибирской области Виталию Петровичу Мухе и председателю областного Совета первого созыва Анатолию Павловичу Сычеву. У них хватило силы, энергии и патриотизма взяться за очень трудное дело и начать «затыкать дыры» в региональном законодательстве. Им было очень нелегко: совершенно не соответствовала продекларированной новой системе хозяйствования социальная сфера, никак и ничем не регулировались вопросы собственности. Добавьте к этому посыл президента России Бориса Ельцина: «Все, что не запрещено федеральным законом, разрешено вводить на местах».

Именно первый созыв областного Совета заложил тот законодательный фундамент, который лег в основу дальнейшей работы депутатов всех последующих созывов. Но в масштабах страны президентский призыв к самостоятельности привел государство на грань законодательного коллапса. В каждом регионе писали свои законы, считая их необходимыми для территории. В одной республике была даже принята конституция, допускающая создание собственной армии. Поэтому возникла необходимость привести законодательство субъектов в соответствие с федеральным.

Принимались все новые и новые федеральные законы, поэтому мы вынуждены были вносить изменения в собственные законы и принимать новые, прикрывая те направления, которые еще не были проработаны на федеральном уровне. Это была очень интенсивная работа! Из 567 наших законов 247 были о внесении изменений или о признании нормативных актов недействительными.

Большое значение мы придавали слаженной совместной работе с исполнительными органами власти. Именно для этого было создано Постоянно действующее совещание Новосибирской области, куда вошли руководители и все председатели комитетов областного Совета, а также глава администрации области, все заместители и руководители управлений. Мы собирались ежеквартально и обсуждали те вопросы, которые необходимо было решать совместно. Это были вопросы формирования бюджета и плана социально-экономического развития, обеспечения выполнения полномочий местных органов власти и нормального развития территории. Благодаря тщательной проработке самых актуальных, принципиальных вопросов мы получали возможность действовать гораздо более эффективно, с большей пользой для населения.

Что же касается тех моментов, по которым нам долго не удавалось прийти к общему решению, то это были не столько противоречия, сколько поиск истины. Необходимо помнить, что законодательная и исполнительная власть обречены на совместную деятельность. Ни один областной объект не может быть построен, ни один проект не может быть осуществлен, если решение об этом не утверждено обеими ветвями власти. Противостояние никогда не бывает на пользу людям, нашим избирателям. Благополучие области и ее жителей во многом зависит от умения законодательной и исполнительной власти находить нужные аргументы и принимать компромиссные, взаимоприемлемые решения. При этом необходимо четкое понимание стоящих перед властью задач и, конечно же, реальное право каждого депутата на независимое, самостоятельное мнение. 

ВТОРОЙ СОЗЫВ:
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 

Работа областного Совета второго созыва была направлена на становление законодательной базы Новосибирской области по обеспечению прав и свобод граждан в социальной сфере, предоставлению мер государственной поддержки гражданам. Актуальность социальных решений особенно обострилась после государственного дефолта 1998 года, который стал началом самого тяжелого кризиса в новейшей истории России. Вкладчики разорившихся банков потеряли вложения, сбережения населения обесценились. Разорилось большое количество малых предприятий. Задолженность федеральных структур за уже выполненные оборонными предприятиями заказы выражалась в миллиардных суммах, заводы переходили на неполную рабочую неделю или вовсе останавливались, упал уровень жизни, количество получающих пособие по безработице удвоилось.

В условиях недостаточной доходной базы и нерегулярных федеральных трансфертов областной Совет занимался отработкой финансово-бюджетных отношений по всей вертикали управления области. Обсуждались стабилизационные меры.

На седьмой сессии (27-28 октября 1998 года) во втором чтении был принят Закон «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области». Необходимость контроля за расходованием государственных средств встала со всей остротой. Почти одновременно была создана постоянная комиссия облсовета по контролю за целевым и рациональным расходованием средств внебюджетных фондов Новосибирской области.

Постоянным направлением деятельности Совета продолжало оставаться совершенствование выборного законодательства, законодательства в сфере местного самоуправления. При «шлифовке» Устава области и «Закона о статусе депутата Новосибирского областного Совета» отдельные представители регионального парламента выступали против депутатского иммунитета и настаивали на прямых выборах глав районных администраций; но вторая идея была реализована позже, уже после окончания работы второго созыва.

Всего за период деятельности областного Совета второго созыва было принято 204 областных законов. Среди наиболее значимых — законы «О государственной поддержке инвестиционной деятельности...», «О пассажирских перевозках...», «О мировых судьях...». До настоящего времени остаются действующими законы «О социальной защите инвалидов...», «Об охране труда...», «О потребительской корзине...».

Характерной чертой деятельности второго созыва стало создание двух депутатских объединений: «Третья сила» (Николай Мочалин, Вадим Рубан, Сергей Алексеев, Виктор Игнатов, Андрей Гудовский) и «Единство» (в него вошли 18 человек, возглавил объединение Анатолий Степанов). Коммунисты к тому времени не оформились в качестве официального депутатского объединения, но действовали слаженно. 

При поддержке председателя облсовета Виктора Леонова депутаты старались организовать свою деятельность максимально открыто. На сессии в марте 1998 года было принято решение о создании депутатского телерадиоканала «Слово». Это было связано, в частности, с необходимостью разъяснять населению свою позицию, в том числе по намеченной на 9 апреля массовой акции протеста. С 2000 года комитеты областного Совета начинают проводить пресс-конференции, организуются выездные заседания в районах. 

Накануне 1991 года Новосибирский областной Совет народных депутатов принял решение о создании своего печатного издания. Первый номер газеты «Ведомости» вышел 11 февраля 1991 года. Еженедельное общественно-политическое издание выходило на 16 страницах.