Фотогалерея |
ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ |
Удепутатов и специалистов не было никакого опыта законотворчества, все пришлось начинать с нуля. К собственным трудностям добавлялись и недостатки федерального уровня: слабая правовая база, ее бессистемность, отставание федерального законодательства, несогласованность действий законодательных органов Федерации и ее субъектов. Но у нас было твердое понимание, что только через правотворчество можно реализовать полномочия субъектов РФ, обеспечить нормальную жизнь людей в области. В числе первых были приняты законы, которые обеспечивали организацию работы органов власти и порядок их избрания, порядок законотворческой деятельности, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о собственности и некоторых видах налогов, о бюджетах внебюджетных фондов. Учитывались и особенности области. Так, первыми в России мы приняли в 1995 году областной закон о научной деятельности и региональной научно-технической политике. В марте 1996 года был принят основной закон области — Устав, который успешно прошел испытание временем. Особо нужно отметить ответственность и настойчивость областного Совета и администрации области в разрешении тогдашней проблемы устройства власти и управления в сельских районах и областных городах (кроме Новосибирска). Федеральный закон 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» (№154-ФЗ) не давал ответ на многие вопросы организации жизни в сельских районах — они могли оказаться почти без управления. И, несмотря на возражения федеральных законодателей и надзорных органов в области, в 1996 году был принят закон о территориальных органах государственной власти в области. На восемь лет он опередил систему власти и управления в районах и ряде городов области. А позже фактически стал примером двухуровневой системы местного самоуправления в России. Параллельно с законами принимались нормативные акты другого уровня, направленные на разрешение экономических и социальных проблем. Совет активно занимался проблемами экономики и жизни населения области. Так, в ноябре 1994 года на сессии был рассмотрен вопрос о социально-экономическом положении области. Оно было признано кризисным. Совет поддержал инициативу областной администрации и ходатайствовал о необходимости безотлагательного принятия специального постановления правительства России. И такое постановление было принято 31 мая 1995 года. На сессии также рассматривались вопросы о поддержке промышленных предприятий, о торговом обслуживании сельского населения области и другие проблемные вопросы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что первые законодатели области выдержали нелегкое испытание. В первом созыве был дан старт новому для области процессу, заложены основы законодательства области, которое стало составной частью единой двухуровневой законодательной системы России. В законодательстве области стали складываться признаки системности. ПЕРВЫЙ СОЗЫВ: Депутаты областного Совета не случайно называют себя «целинниками»: систему законодательства им пришлось создавать с самых основ, в том числе с организации собственной работы. Областным Советом были приняты областной Закон «Об обеспечении деятельности депутатов Новосибирского областного Совета депутатов», Регламент, Структура рабочих органов, Положение о комитетах и комиссиях. В 1996 году была завершена длительная работа над основным законом - Уставом Новосибирской области. В соответствии со статьей 73 Конституции РФ Устав констатировал: «вне пределов ведения Российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной власти». Область была наделена новым конституционным статусом. Она стала субъектом Российской Федерации и, значит, должна была иметь собственное законодательство, новую систему органов государственной власти, а также представительный характер формирования законодательного органа путем избрания депутатов на всеобщих выборах. Исходя из этого, областной Совет депутатов в первую очередь принял ряд нормативных актов по избирательной системе. Среди них законы области: «О выборах главы администрации области», «О выборах депутатов областного Совета депутатов», «О выборах депутатов территориальных Советов депутатов», «О выборах депутатов органов местного самоуправления». Были приняты также Закон «О местном референдуме» и Положение об избирательной комиссии Новосибирской области. В развитие положений Устава Советом были приняты Законы области: «О государственной службе», «О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области», «О местном самоуправлении в Новосибирской области», «Об административно-территориальном устройстве», «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Новосибирской области», «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан по месту их жительства». Принятие этих документов позволило в установленные федеральным законодательством сроки провести в декабре 1996 года выборы депутатов территориальных советов и органов местного самоуправления, сформировать на местах власть, подотчетную населению, а также дать нормативную основу для деятельности этих органов. Первостепенное значение законодатели уделяли формированию законодательной базы в социально-экономической сфере. Были приняты такие областные законы, как: «О собственности», «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Новосибирской области», Положение «О порядке управления, распоряжения собственностью области», четко разграничены полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти по вопросам собственности. 16 февраля 1995 г. был принят Закон области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области», устанавливающий бюджетное устройство в области, стадии и содержание бюджетного процесса, компетенцию органов государственной власти области в сфере бюджетных отношений. Областной Совет активно использовал полномочия по установлению ставок налогов, сборов, платежей, а также предоставлению налоговых льгот. Были выработаны конкретные предложения о мерах поддержки промышленных предприятий на региональном уровне. В частности, подготовлен проект закона области «О создании областного внебюджетного Фонда развития промышленности». Первой в России область приняла Закон «О науке и региональной научно-технической политике». В 1995 году область получила Закон «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области», которым установлены экономические, социальные и правовые гарантии граждан на получение социальной помощи. |