ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

"ВЕХИ СОЗЫВОВ"

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

НА БЛАГО ОБЛАСТИ

ПУБЛИКАЦИИ

 

Часто приходится сталкиваться со скепсисом в адрес законотворческой деятельности депутатов всех уровней. Избиратели пеняют законодателям, что законы не исполняются, а от их количества мало зависит качество жизни обычного жителя страны. На вполне резонные и отчасти справедливые замечания земляков-избирателей я отвечаю иногда, чуть перефразируя слова Паскаля, что если мы не сможем дать силу праву, то права всегда будет сила.

Тернистым и, увы, не быстрым путем совершенствования института парламентаризма наша страна идет уже более 100 лет. От царской России до Российской Федерации. Вместе с основами государственного строя менялись политические институты, конституции, права, обязанности и государственные гарантии. Уважаемый мной реформатор, премьер-министр российского правительства Петр Аркадьевич Столыпин, с подачи которого, кстати, во многом и зародился российский парламентаризм и была создана первая Государственная Дума, выступая перед депутатами Думы 110 лет назад, так напутствовал наших коллег: «Наши реформы, для того чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах».

Как человеку, выросшему на земле и много лет на ней проработавшему, мне очень импонирует такой государственный подход. В наиболее полной мере, как мне кажется, он может быть реализован именно сейчас, когда в условиях совершенствования российского федерализма и парламентаризма сформированы и наделены полномочиями органы местного самоуправления, когда повышается роль и ответственность региональных парламентов.

ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ

Новосибирский областной парламент, всенародно избранный и сформированный в 1994 году, стал новым звеном в системе органов государственной власти области, ставшей равноправным субъектом России после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации. В соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный орган государственной власти впервые получил закрепленное в Конституции Российской Федерации право принимать областные законы.

В апреле 1994 года состоялось первое пленарное заседание областного Совета депутатов. Законотворческая деятельность начиналась силами вначале 34, потом 40 депутатов, из которых лишь трое работали на освобожденной основе. Важнейшей задачей вновь созданного органа государственной власти в этот период была подготовка и принятие основ регионального законодательства.

Нового федерального законодательства как фундамента, на который должны опираться региональные нормативно-правовые акты, практически не было. Те немногие российские законы, которые были приняты, противоречили не только никем не отмененным документам советских лет, но и друг другу. В результате оказались разрегулированными и экономика, и социальная сфера.

Перед моими коллегами в прямом смысле стоял вопрос выживания региона: как, каким образом, по каким правилам и порядку управлять территорией размером, к примеру, с Монголию?

На каждой сессии первого созыва областного Совета депутатов обсуждались тогда проблемы смеет, актуальные для городов и сел области. Именно тогда были созданы региональные Совет территориальных советов и Совет глав сельских муниципальных образований, которые объединили усилия всех уровней государственной и муниципальной власти и стали своеобразным рупором избирателей, привлекая внимание к районным и поселенческим проблемам в масштабах области.

Законотворческая деятельность строилась как по отраслевому принципу (промышленность, транспорт, строительство, образование, здравоохранение и т.д.), так и по приоритетному для территорий в соответствии с наибольшей социальной и экономической актуальностью тех или иных направлений деятельности.

В числе первых, наряду с бюджетом области на 1994 год, были приняты законы, которые обеспечивали организацию работы и избрания органов власти, порядок законотворческой деятельности, принципы бюджетного процесса и функционирования внебюджетных фондов, регулирование вопросов собственности и налогообложения. Важнейшим документом первого созыва стал Устав области. Проект Устава, по аналогии с российской Конституцией, был представлен на широкое обсуждение общественности и опубликован в газетах.

Особую ответственность и настойчивость проявили депутаты областного Совета в разрешении проблемы устройства власти и управления в сельских районах и областных городах. Несмотря на возражения федеральных законодателей и надзорных органов, в 1996 году был принят «Закон о территориальных органах государственной власти», который позже фактически стал примером двухуровневой системы местного самоуправления в России. Мой коллега, опытный депутат уже нескольких созывов, старейшина ЗС и на данный момент заместитель председателя Законодательного Собрания Владимир Карпов называет этот закон одним из принципиальнейших и важнейших в деятельности областного парламента за двадцать лет. Депутаты сумели доказать, что наша система самоуправления имеет право на существование. А позже уже она сама доказала свою жизнеспособность, позволила нам не допустить катастроф в тяжелые и тревожные 90-е годы.

Областной Совет депутатов первого созыва решил стратегически важную задачу: создал основу областного законодательства, направленную на стабилизацию социально-экономического положения области, последовательное реформирование социальных и экономических отношений.

За этот период были приняты 82 закона, из них 80% — впервые. Причем формирование законодательной базы региона шло во многом с опережением федерального законодательства. Некоторые из принятых документов сохраняют юридическую силу и до настоящего времени.

ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО

Сейчас работает уже шестой созыв областных парламентариев. Изменилось не только название представительного органа власти — теперь это Законодательное Собрание Новосибирской области. Изменился и его количественный состав, и способ избрания. По моим наблюдениям, не меняется главное правило депутатов нашего регионального парламента — работать с пониманием того, что все мы действуем «от имени и по поручению» жителей Новосибирской области. Как и почему возникает необходимость внесения изменений в действующее законодательство? И главное, каким образом объективно определить эффективность законотворческой деятельности представительного органа власти? Одним из показателей эффективности, говорят специалисты, является качество областных законов. Но каков он — объективный критерий качества?

Чаще всего используется показатель соответствия нормативных актов субъекта Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, с учетом незначительного количества замечаний со стороны Министерства юстиции РФ, прокуратуры области, других наделенных соответствующими полномочиями органов можно считать, что законы Новосибирской области достаточно качественные.

Кроме этого, эффективность законотворческой деятельности возможно выявить и на стадии правоприменения. На стадии реализации права становятся очевидными все недочеты, пробелы в законе, отсутствие механизма реализации той или иной нормы закона. И с этой позиции тоже можно говорить о высоком уровне законотворческой деятельности Законодательного Собрания.

Связываю это в первую очередь с тесной подготовительной совместной работой Законодательного Собрания Новосибирской области и правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов, а также общественных организаций.

Большое количество научно-исследовательских и образовательных организаций, ученых и научных работников сибирских отделений трех академий наук России, наличие высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности, транспорта, строительства, аграрного комплекса и других отраслей хозяйства позволяет использовать их опыт, привлекать их при изучении, исследовании проблемы, а также при определении концепции и разработке законопроектов.

Наше Законодательное Собрание взаимодействует с органами государственной власти как федерального, так и регионального уровня, с Общественной палатой Новосибирской области, с Советом по взаимодействию Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, а также с политическими партиями и общественными объединениями, что позволяет при работе над законопроектами иметь широкий спектр мнений о них, делать законы нужными и понятными людям.

ХОРОШЕЕ РУССКОЕ СЛОВО — «НАКАЗ»

Ежегодно законопроектная деятельность в Новосибирской области осуществляется в соответствии с планом законопроектной работы, который формируется на основе предложений субъектов права законодательной инициативы и утверждается постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области. Данный план включает наименования планируемых к рассмотрению областным Советом законопроектов, определяет субъектов права законодательной инициативы по каждому законопроекту, а также головной комитет и сроки рассмотрения.

Большая часть из них инициирована депутатами. Есть среди законодательных инициатив депутатов и такие, которые мои коллеги планируют внести как федеральные законопроекты. Столь активную работу своих коллег отношу в том числе и к принятому нами «Закону о наказах». Сама суть закона определяет по большому счету порядок исполнения обязательств депутатов, принятых во время избирательных кампаний. Но ключевым здесь является хорошее русское слово, или даже понятие-«наказ». Именно оно позволяет устремлениям депутатов быть «жизненными», позволяет «черпать силы», как говорил уже упомянутый мною Столыпин.

Конечно, я знакомился со статистикой прохождения региональных законопроектов и знаю, что только девять из сотен региональных законотворческих инициатив в прошлом году обрели статус федеральных законов. Но опыт, настойчивость и придающее депутатам сил и уверенности в своей правоте то самое правило, что они действуют «от имени и по поручению», позволяют мне оптимистично смотреть на перспективы нашей совместной законотворческой деятельности. Мы готовы вносить и обсуждать наши законопроекты в комиссиях Совета законодателей Совета Федерации Федерального Собрания. Готовы взаимодействовать с коллегами из других регионов и совместно с ними выступать с законодательными инициативами.

Новосибирская область не раз входила в число лидеров по важнейшим направлениям социально-экономического развития не только среди сибирских регионов, но и в стране целом. Укрепление и развитие этого потенциала не просто для изменения цифр в отчетах, а в первую очередь для того, чтобы это чувствовал на себе каждый из почти трех миллионов жителей Новосибирской области, — главная задача законодателей. В сегодняшних условиях — задача повышенной сложности. Сможем ее решить — преодолеем скепсис по отношению к законодательной власти. Укрепим доверие к власти в целом.